Памятка для родителей по психологической помощи
Конфликт в группе.
К сожалению, часто начало конфликта скрыто от взрослых. «Последней каплей» может оказаться совсем незначительный факт, когда подросток «срывается», и эта чаще та ситуация, на которую реагируют взрослые. Именно ее большинство взрослых и считают началом и причиной конфликта. Но решение последней ситуации не будет результативным, если его участники не обсудят и другие вопросы, связанные с предысторией конфликта. Для обучающегося будет важно не только решение конкретной ситуации, но и избежание повторения подобного в будущем, нормализация отношений, изменение отношений к нему у других ребят.
1. Важный аспект конфликта – обесценивание взрослыми значимости подростковых конфликтных ситуаций. Привычные фразы, которые можно услышать от родителей: «Не бери в голову…», «Не думай об этом…», «Не обращай внимания…», «Сдай сдачи, если не понимает слов…», «Сегодня поссорились, завтра помиритесь» и т.д., вызывают у подростка нежелание обращаться за помощью к взрослым.
2. Следующий аспект – длительность и эскалация конфликтов. Конфликты могут тянуться годами (особенно между девочками), причины которых никто не помнит (часто это сплетни, обиды, борьба за внимание противоположного пола). Затянувшиеся конфликты между мальчиками часто заканчиваются телесными повреждениями, которые автоматически становятся причиной постановки на учет в полицию.
3. Третий важный аспект конфликта – активное включение социума в конфликт подростков. Подростки, представители сторон конфликта, начинают подключаться к прояснению отношений, тем самым количество участников конфликта увеличивается. Бывают, что девочки не просто не разговаривают, а каждая собирает вокруг себя группу поддержки, а дальше в социальных сетях и на уроках выясняют отношения, усиливая эмоциональное напряжение друг друга. Возможна и такая ситуация: сверстники занимают позицию наблюдателей: с интересом наблюдают за разыгрывающимся действием, как за спектаклем (и тогда это могут быть назначенные поединки со зрителями). Бывает так, что вовремя неразрешенный конфликт, как пожар, захватывает и подростков из других классов.
4. Неразрешенные конфликты подросткового возраста имеют последствия для личности. Например, в ситуации отвержения подростками сверстника каждый «выпад» одноклассников в его сторону кажется незначительным и внешне выглядит игрой, шуткой, но изгою страшны их ежедневное постоянство и ощущение неизбежности.
Если ребенка обидели, не следует приходить и лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога, в крайнем случае, разговаривать с родителями обидчика, но не с ребенком. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. В этой ситуации задача родителя – оказать поддержку и помочь ребенку найти способы разрешения конфликта.
Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются повторяющиеся издевательства и травля ребенка со стороны сверстников. В психологической литературе такое явление называется буллинг.
Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.
На разные по содержанию и интенсивности проявления буллинга разные дети реагируют по-разному. Травля крайне травматична для детей-жертв, а ее последствия тяжело переживаются много лет, а в некоторых случаях могут быть трагичными.
Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. Сделайте все, чтобы защитить своего ребенка! В первую очередь оградите его от общения с обидчиками - не отправляйте его на учебу. Разбираться с обидчиками - не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит - они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психологическую травму, поэтому, скорее всего, его придется перевести в другой класс или школу. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.