Как помочь подростку отказаться от опасных предложений.
Чтобы помочь своему подростку отказаться от употребления психоактивных веществ, попробуйте предпринять следующие действия.
1. Спросите ребенка, как бы он отказался, если ему предложат поучаствовать в выпивке, курении, пробовании наркотиков, или в чем-то ином.
2. Помогите ребенку сформулировать фразы способов отказа от предложения. Пусть ребенок выберет те способы, которые ему нравятся. Предложите всем членам семьи проиграть эти способы Можно устроить семейный «мозговой штурм» и придумать множество способов поведения и отказа, а можно воспользоваться универсальным алгоритмом отказа, состоящим из 5 шагов:
Шаг 1. Выслушать другого (его просьбу, предложение) спокойно, доброжелательно.
Шаг 2. Попросить разъяснения, если что-то неясно. Например, «Что ты имеешь в виду? Или перефразировать: «То есть ты хочешь, чтобы я…»
Шаг 3. Оставаться спокойным, сказать нет.
Шаг 4. Объяснить, почему ты говоришь нет. Данный шаг нужен в ситуации, когда человек находится «в равных весовых категориях», в разговоре с человеком «один на один», который хорошо знаком. Если это малознакомый человек или есть ощущение, что он пытается оказать давление, или разговаривают несколько людей, объяснять причины отказа не следует.
Шаг 5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений. Бывает, что после отказа собеседник пытается манипулировать, вызывать чувство вины, важно остаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы.
Ниже приводятся примеры способов отказа на предложение:
Фразы предложения |
Способ отказа |
Фразы отказа |
Не хочешь ли? |
Категоричный отказ |
«Нет! Спасибо» |
Есть немного… Хочешь попробовать? |
Объяснение причин отказа (причины могут быть только правдивые) |
Нет, спасибо, не употребляю. Мои родители меня вычислят. Мой тренер проверяет нас. Я должен встретиться с педагогом после школы |
Хочешь? Попробуй! |
Повторение фразы несколько раз («испорченная пластинка») |
Нет, спасибо! Нет, спасибо! И т.д. |
Скучно, пойдем развлечемся |
Изменение темы разговора |
Я слышал, этот новый фильм такой смешной. Пойдем, посмотрим |
Хочешь попробовать кое-что? |
Избегание провоцирующей ситуации |
Скажи: «Нет!» и уйди, пока еще это говорят. Избегание мест, где возможно употребление алкоголя, наркотиков |
Эй! Хочешь пиво? |
Игнорирование предложения |
Молчи и не обращай внимание |
Давай! Ты что не веришь другу? |
Изменение инициативы |
Если бы ты был настоящим другом, то не просил бы меня делать то, что обернется неприятностями |
3. Предложите ребенку самому проиграть варианты несколько раз. Поддерживайте и воодушевляйте его во время «репетиции». Хвалите: «У тебя отлично получается. Я очень рад(а). Я уверен(а), что ты можешь отказаться». Опишите ему, что в его позе, выражении лица, интонациях делает его отказ особенно убедительным. Важно, чтобы выбранные способы были не агрессивными и не провоцировали агрессию сверстников. Например, фраза «курят только дураки» вызовет агрессивную реакцию группы. Лучше употреблять такие фразы: «Многие курят, и им это нравится. Мне не нравится».
4. Обсудите, какими качествами должен обладать человек, чтобы убедительно и уверенно отказываться от таких предложений. Например, уверенным, спокойным, серьезным… Что значит и как нужно вести себя, чтобы выглядеть – уверенным, спокойным, серьезным? Например, быть спокойным – это значит стоять расслабленно, «не дергаясь». Каждое качество уточняйте до тех пор, пока ребенок не назовет то, что зависит от него самого. И то, что он реально может сделать сам. Потренируйте ребенка в уверенном, спокойном и аргументированном отказе. Навык уверенного отказа принесет ребенку безусловную пользу в ситуациях любого давления и принуждения и наверняка пригодится в его дальнейшей жизни.
5. Полезно спрашивать ребенка, что он знает о табаке, алкоголе и других веществах, опасных и вредных для людей. Можно узнать, есть ли у Вашего ребенка и его приятелей так называемые мифы (искажения), в которые дети верят и могут ими руководствоваться в поведении. Поговорите с ребенком о них. Чтобы компетентно разговаривать с ребенком на эту тему, важно самому быть информированным и иметь свою позицию.
Что делать, если вы стали замечать настораживающие изменения в поведении своего ребенка.
Обнаружив признаки употребления психоактивных веществ, постарайтесь как можно быстрее принять активные меры. Тактика поведения родителей при обнаружении у подростка признаков употребления психактивных веществ (табака, алкоголя, курительных смесей, наркотических веществ и т.д.) заключается в следующем.
-
Никакой паники и драматизации, оставайтесь спокойными. Помните, что страх и паника – плохие советчики. Криком на ребенка, битьем, угрозами ничего не добиться. Найти решение ситуации возможно, если отношение к ней будет обдуманное и спокойное.
-
Проанализируйте ситуацию, опираясь на свои наблюдения. Не сообщайте случайным людям о подозрении. Наблюдения, например, можно выстроить по поведенческим критериям, приведенным ниже.
• Частые отлучки из дома. Регулярные опоздания домой, нарушение ночного режима, привычка незаметно выскальзывать из своей комнаты без предупреждения. Неспособность определить даже приблизительно время своего отсутствия. Привычка подолгу отсиживаться в своей комнате. Частые отлучки из дома на короткое время
• Исполнение домашних обязанностей. Домашние обязанности больше не выполняются. Дети забывают или отказываются принимать участие в домашних праздниках.
• Общение со сверстниками. Дети устраивают частые короткие прогулки с друзьями, но не считают нужным знакомить родителей со своими друзьями, не приглашают друзей в гости, ведут странные телефонные разговоры.
• Популярность. Ваши дети могут неожиданно стать очень популярными. Чрезмерная хвастливость и нарочитая демонстрация сексуальной активности.
• Изменения вкусовых пристрастий. Вас должны насторожить неожиданный рост аппетита, страстная потребность в сладком или, наоборот, неожиданная потеря аппетита, прогрессирующая потеря интереса к еде и приему пищи.
• Нарушение режима сна. Сон приобретает рассеянный характер. Подростки часто спят днем и бодрствуют ночью.
• Речь. Использование нарочито бранной речи, обильное использование сленговых оборотов и наркотических терминов, непонятных взрослым. В числе новых знакомых преобладают подростки, изъясняющиеся грубым и лексически убогим языком.
• Личная комната ребенка. В спальне холодно даже зимой. Комната часто проветривается. Признаки постоянного использования благовонного воскурения, освежителей воздуха, освежителей дыхания, духов и одеколона. Старается не впускать никого к себе в комнату. Один из ящиков стола постоянно заперт.
• Антиобщественные и противоправные действия: воровство; утаивание; кражи и распродажи домашнего имущества; постоянное утаивание личного имущества; из дома пропадают лекарства и алкоголь; личные вещи отдают друзьям; вымогаются деньги.
Можно приучить себя фиксировать наблюдения за меняющимся поведением ребенка. Тогда ваши выводы о том, все ли в порядке и есть ли повод для особого беспокойства, приобретут системность и обоснованность. Если большинство критериев касаются Вашего ребенка, возможно, это говорит о неоднократном обращении подростка к алкоголю, наркотическим веществам или другим психоактивным веществам. Однако надо понимать, что проблема может быть и иная, но в любом случае, – это повод серьезно задуматься. Не спешите с категоричными выводами. Бывали случаи, что первое знакомство с наркотиками становилось последним.
Сохраняйте доверие к ребенку. Ищите возможность побеседовать с подростком, не застревайте на деталях, удерживайтесь в рамках обсуждения того, что вы наблюдали. Нормальное общение – это возможность и сказать, и быть услышанным. В разговоре с подростком ваша задача – дать понять ребенку, что вы наблюдательны, много знаете о признаках злоупотребления и вас не провести. Дать понять, что вам не все равно, что вы испытываете определенные чувства и можете говорить о них. Вы имеете право просить объяснений о ситуации, вызвавшей ваши подозрения. Объясните опасность употребления психоактивных веществ. Вы можете просить изменить поведение. Но вы должны признать, что контролировать поведение подростка вы не можете и поэтому рассчитываете, что он сделает выводы сам и примет правильное решение. Самое важное – не потерять контакт с ребенком. Критикуя его поведение, не обращайтесь к личности. Недопустимо давать ему повод обидеться и хлопнуть дверью.
-
Изучите тему как можно подробнее. Если Ваши подозрения подтвердились, честно признайтесь себе, что такая проблема есть. Результаты наблюдений можно обсудить на семейном совете. Опирайтесь на свои наблюдения. Старайтесь не использовать чьи-либо рассказы о ребенке.
-
Не критикуйте, не угрожайте и не ведите нравоучительных бесед. Ваш подросток может обещать, что его поведение изменится, на самом деле, он их просто не слушает или делает вид, что слушает, но не слышит. Информация, которую вы хотите донести, должна быть краткая, четкая и понятная. Если что-то пообещали, доведите сказанное до конца.
-
Измените свое отношение к ребенку. Ваш ребенок – уже взрослый человек, который еще не научился ответственному отношению к самому себе и своей жизни. И отношение к нему теперь должно быть как к взрослому. Позвольте ребенку исправлять свои ошибки самостоятельно. Заглаживая ошибки подростка, родители усиливают его склонность к продолжению своих действий. Ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, соответственно, не берет на себя ответственности.
-
Не откладывайте обращение за поддержкой к специалистам в области решения проблем профилактики употребления психоактивных веществ – к наркологу и психологу, в подобной ситуации упущенное время ведет к точке невозврата.
-
Восстановите полное доверие к ребенку после того, как он изменит свое поведение. Прекратите обсуждать проблему употребления психоактивных веществ. Установите разумные границы контроля. Определите особенности семейного взаимодействия, которые способствовали такому поведению подростка. Обратитесь за помощью к семейному психологу или психотерапевту.
В такой ситуации подросток может переживать разные чувства: гнев, страх, обиду, несправедливость, вину, стыд… Важно помочь ему эти чувства проговорить, тогда найти способ решения конфликта будет значительно легче. Скорее всего, ему очень хочется избежать наказания, поэтому принято думать, что он будет изворачиваться и юлить. Однако если подросток чувствует, что его слышат, что к нему серьезно относятся, не обвиняют и не критикуют, он, как правило, перестает защищаться и начинает обсуждать возможные пути исправления содеянного. Нужно учитывать, что для подростка крайне важно, чтобы он остался принятым в социуме; был услышанным и смог донести до другой стороны свое мнение, свою позицию.
Процесс признания ответственности за правонарушение имеет несколько стадий:
- Сначала правонарушитель проходит стадию отрицания. На этом этапе находится много оправданий, а факт совершения преступления или признается частично, или отрицается вовсе.
- На второй стадии правонарушители испытывают угрызения совести. Они начинают осознавать, что причинили зло. Тем не менее, приводят оправдания своих поступков с комментариями: «Да, но…». Нависшее над ними обвинение может усилить чувство сожаления. На этой стадии правонарушители в состоянии признать свои поступки, но настаивают на обстоятельствах, которые «привели» их на этот путь. Правонарушители ищут «быстрого решения», чтобы поскорее забыть происшествие.
- Третья стадия называется раскаяние. Именно тогда правонарушители серьезно рассматривают свое поведение и добровольно берут всю ответственность за содеянное без всяких оправданий. На этой стадии правонарушители испытывают собственную боль, так как осознают, какую боль причинили другому человеку. Им необходимо не только выплатить компенсацию, им также необходима помощь, чтобы изменить свое поведение, чего бы им это не стоило. Настоящее раскаяние происходит тогда, когда правонарушители предпринимают какие-то шаги, чтобы показать свою готовность измениться.
- На четвертой стадии возникает искреннее желание попросить прощения. Хотя правонарушители могут почувствовать облегчение, выразив свое сожаление на стадии угрызений совести, на четвертой стадии у них возникает желание попросить прощение без всяких оговорок. Правонарушители признают свое преступление и хотят выразить сожаление тому, кому они причинили вред.